ИСТОРИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА В УЗБЕКИСТАНЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Достигнет цели в жизни только тот,
Кто через бури устремлен вперед Усман Насыр
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...
А.С.Пушкин
Архивное дело на территории Узбекистана прошло трудный, неоднозначный путь. Были ошибки, но немало было и достижений. И неудачи в архивном строительстве, и успехи – это ценнейший опыт, школа для нас. Накопленный поколениями опыт архивистов – богатый источник для определения тенденций развития архивного дела.
История архивного дела ведет начало с развития письменности, появления первых документов. До нас дошли сведения об архивах Средневековья, Саманидов, Амира Темура, архивах хивинского и кокандского ханов, бухарского кушбеги, особенности их делопроизводства.
Ценность документа настолько неоспорима, что это понимали в давние времена и правители, и деятели просвещения, науки и культуры. Поэтому документы хранились вместе с другими материальными ценностями, во дворцах. Но не было системного, организованного хранения, исторического подхода к хранению, что, впрочем, обусловлено временем. Положительным и заслуживающим внимания является то, что в давние времена составление, хранение, передачу документов поручали самому грамотному и самому ответственному работнику.
В XIX веке генералом-губернатором Туркестанского края Кауфманом были сделаны попытки создать централизованное хранение, но неудачно.
Начало созданию сети архивов Узбекистана было положено постановлением Центрального исполнительного комитета Туркестанской республики 5 ноября 1919 года. Историческая ценность этого периода заключается в том, что документы всех организаций, учреждений и предприятий были объявлены собственностью государства, и создавался Единый государственный архивный фонд республики. Следующие десятилетия ознаменовались созданием центральных государственных и областных архивов в Узбекистане. Постепенно разрасталась сеть архивов.
В суровые годы Второй мировой войны произошло значимое для истории архивного дела событие: был создан первый архив специализированного хранения – Центральный государственный архив кинофотофонодокументов. Благодаря этому событию, в архиве сохранена фотолетопись 1930-1940-х годов, и мы можем изобразительно реконструировать по ним жизнь страны и народа в тот период. Фотодокументы же 1920-х годов представлены очень скудно, а снятые узбекскими кинематографистами документальные фильмы отправлялись на хранение в Москву. С создания архива аудиовизуальных документов началась концентрация у себя в стране, в специализированном архиве кино-, фото- и фонодокументов. Несмотря на тяжелое время, работающие с самоотдачей архивисты осуществляли прием и учет поступающих документов.
В 1958 году на базе Центрального государственного архива Октябрьской революции и Центрального государственного исторического архива был образован единый Центральный государственный архив Узбекистана, в состав которого через год влили и архив кинофотофонодокументов. Реорганизация специализированного учреждения в отдел архива, хранящего документацию на бумажной основе, нанесло большой ущерб сбору и хранению кинофотофонодокументов. Это видно и по количеству принятых на государственное хранение документов, и по качеству научной их обработки. Поэтому закономерным явилось создание вновь в 1974 году отдельного Центрального государственного архива кинофотофонодокументов республики.
Развитие медицины привело к созданию в 1962 году Центрального государственного архива медицинской документации, а рост производства, развитие науки и техники и научно-технической документации Узбекистана обусловило образование позднее Центрального государственного архива медицинской и научно-технической документации. Важность и прогрессивность данного факта состоит в том, что эти виды документов, например, картографические документы, требуют создания специальных условий хранения, научно-технической обработки и использования.
Положительной в развитии архивного дела в Узбекистане во второй половине XX века была выработка научного подхода к экспертизе ценности документов, эффективное проведение консервационно-профилактических и реставрационных работ, создание страхового фонда, создание системы научно-справочного аппарата документов. В этот период архивисты активно работают над составлением путеводителей по фондам архивов.
Знаменательным событием явилось образование в 1988 году Общественного совета по архивному делу. Составленный из ведущих ученых и деятелей культуры Узбекистана совет при архивном учреждении обеспечивал участие общественности в управлении архивным делом.
Первые годы государственной независимости раскрыли для архивной отрасли страны новые возможности и одновременно ряд проблем. Из-за массовой приватизации, появления негосударственных учреждений возникли трудности в комплектовании. Нужно было также перестроиться на работу в новых условиях хозяйствования, в условиях рыночной экономики, решать вопрос о подготовке кадров. Благодаря упорству и преданности своему делу, архивистам удалось преодолеть эти проблемы.
К концу 1990-х годов в Республике Узбекистан была создана законодательная база архивной отрасли: принят первый закон, регулирующий отношения в сфере архивного дела, и подзаконные акты.
На базе центральных государственных архивов Узбекистана в 1999 году впервые в истории страны начата подготовка магистров со специальностью «архивоведение».
С обретением независимости архивисты Узбекистана получили возможность повышения квалификации в таких развитых странах, как Южная Корея, Малайзия.
В начале ХХI века были достигнуты большие успехи в сфере архивного дела. В 2003 году в Национальном университете Узбекистана открылось направление бакалавриата «Архивоведение», а с 2005 года действуют и специальности магистратуры. При центральных государственных архивах республики создана система повышения квалификации сотрудников учреждений и организаций республики, ответственных за ведение делопроизводства и архивного дела.
Специалистами центральных государственных архивов были разработаны первые масштабные в условиях независимости нормативно-методические документы: основные правила работы архивов республики.
В 2009 году с помощью гранта Корейского агентства по международному сотрудничеству центральные государственные архивы страны были оснащены компьютерной техникой и программным обеспечением для оцифровки документов и библиографического описания в электронной форме.
Расширились связи с зарубежными организациями. Агентством «Узархив» подписаны двусторонние соглашения о сотрудничестве в сфере архивного дела с Федеральным архивным агентством Росархив, Мемориальным музеем Холокост, Министерством культуры и информации Республики Казахстан, с соответствующими органами Греции и Италии. С 2009 года Агентство «Узархив» является членом Международного Совета архивов, участвует в его ежегодных заседаниях, в принятии решений.
2010 год стал значимым для архивных учреждений страны в связи с принятием нового закона – Закона Республики Узбекистан «Об архивном деле». Настоящий закон полностью охватывает отношения в архивной сфере, включая негосударственные архивы, закрепляя тесную связь с делопроизводством, определяет полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан и Агентства «Узархив», регламентирует все виды архивной деятельности, устанавливает сроки ведомственного хранения документов, определяет функционирование Государственного каталога Национального архивного фонда Республики Узбекистан, учитывающего объем и состав архивных фондов организаций страны.
В Центральном государственном архиве научно-технической и медицинской документации внедрена система менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO: 9001.
За годы независимости для ряда государственных архивов построены новые современные здания. Обеспечение охранного режима усилилось путем установки видеонаблюдения. Большая часть документов Национального архивного фонда переведена на цифровые носители.
На сегодняшний день центральные государственные архивы Узбекистана имеют положительный опыт организации и проведения республиканских конференций и семинаров по вопросам сохранения исторического наследия. Специалистов для архивной отрасли готовит ряд ведущих вузов страны.
Архивы ведут активную работу по использованию архивных документов. К традиционным формам использования органично добавились новые, современные: электронные публикации, виртуальные экскурсии.
Положительной является и достигнутая архивными учреждениями четкость определения своей роли в общественных процессах путем проведения выставок, организаций пресс-конференций, теле- и радиопередач.
Требования времени ставят перед архивами неотложные задачи. Стремительный рост информационных ресурсов, документов создает проблему их приема на государственное хранение и обеспечения сохранности. Рост запросов физических и юридических лиц вызывает необходимость организации оперативного их исполнения.
В этих условиях в 2019 году приняты новые нормативно-правовые документы, вносящие существенные изменения в систему архивов страны: Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию архивного дела и делопроизводства в Республике Узбекистан» №5834 от 20 сентября 2019 года и постановление Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании деятельности Агентства «Узархив» Республики Узбекистан»№4463 от 20 сентября 2019 года. Указ и Постановление Президента определяют дальнейшее развитие архивного дела, вопросы комплектования электронными и страховыми копиями, укрепления материально-технической базы архивов, рассекречивания документов, оптимизации состава принимаемых на хранение документов, ускорения оказания услуг, цифровизацию архивных документов. Увеличивается штат Агентства и территориальных управлений по архивному делу, центральным государственным архивам придается статус национального. При Агентстве «Узархив» создаются Научно-методический центр повышения квалификации по архивному делу и делопроизводству и Фонд развития архивного дела.
Решение этих неотложных дел требует обеспечить архивы квалифицированными и грамотными специалистами. Основа для этого в Республике Узбекистан есть: в ведущих вузах страны готовят специалистов по архивоведению, а в архивах работает немало специалистов с нереализованным научным потенциалом. Помехой для разработки и проведения актуальных научных исследований является разрыв между подготовкой специалистов и функционированием архивов. Разрыв этот и временной (процедура защиты диссертаций требует большого количества времени) и пространственный (зачастую архивы остаются не информированными о разработках). Из-за этого подготовленные талантливыми студентами проекты не вводятся в действие.
В связи с этим целесообразно создать при национальных архивах Узбекистана, принимая во внимание то, что они являются научно-методическими центрами по работе с документами своего профиля, опытно-экспериментальные лаборатории. Создаваемые лаборатории предоставят возможность студентам учебных заведений и архивистам защищать свои научные проекты, предоставлять их на рассмотрение экспертно-проверочных и методических комиссий, советов научной организации труда архивов, Научного совета Агентства «Узархив» и Общественного совета по архивному делу при Агентстве. Экспериментальная база лабораторий будет состоять из опытных специалистов архивов и специалистов по ИКТ. В лабораториях студенты и архивисты смогут на месте апробировать свои проекты. Также следует вести электронную базу поступающих научно-производственных проектов. Так будет осуществляться учет проектов, составляться их библиография, и любой соискатель в будущем, а также архивист сможет изучать поступавшие в лабораторию проекты, развивая тем самым свои исследовательские способности, творчество. Эффективность создания опытно-экспериментальных лабораторий при национальных архивах подтверждается и историческими примерами. Автор многочисленных научных исследований по истории и архивному делу, единственный на сегодня работающий в архиве доктор наук Мухайё Исакова также прошла подготовку по специальности «архивоведение» в конце 1990-х годов на базе центральных государственных архивов.
Целесообразно было бы в опытно-экспериментальных лабораториях разработать и актуальные сегодня методы сбора и обеспечения сохранности электронных документов. Архивы не имеют пока серьезного опыта в данной области. Не теряя времени, следует начать эту работу в лабораториях архивов. Информатизация страны ставит задачу достичь удобства, быстроты и точности работы с информацией и использования её в любой точке, на каждом рабочем месте. Для решения этой задачи необходима живая связь между ведомственными и государственными архивами, совместная разработка единых методов. А опыт для этого у нас имеется: деятельность интерактивных семинаров-тренингов по делопроизводству и архивному делу при национальных архивах Узбекистана. Нам следует использовать этот полезный опыт. Архивисту следует воздействовать на весь цикл жизни документа. То есть создавая документ, мы уже должны думать о его сохранности. Это требование времени. Только так мы можем добиться оперативности приема, научно-технической обработки, обеспечения сохранности и предоставления для использования в любой точке.
Перспективы отрасли следует определять на основе научного анализа практической деятельности архивов и изучения истории развития. Тогда мы сможем эффективно и оперативно удовлетворять растущие потребности общества в информации и сохранять для будущих поколений богатейшее историческое и культурное наследие нашего народа.
Зульфия Сулейманова, Национальный архив кинофотофонодокументов Узбекистана