ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ АРХИВНОГО ДЕЛА В УЗБЕКИСТАНЕ
Архивы на территории Узбекистана появились с зарождением письменности, документов. Известны архивы Средневековья, государства Саманидов. Во все времена письменные источники хранились вместе с другими материальными ценностями в храмах и дворцах. Однако из-за разобщенности, неорганизованности хранения и использования, документы не сохранились, и лишь отдельные экземпляры дошли до наших дней.
Лишь в 1873 году генерал-губернатор Туркестана К.П.Кауфман пытался учредить центральный архив в Ташкенте для сбора и сохранения всех оконченных делопроизводством дел управлений Туркестанского края. Попытка не была увенчана успехом. И только в 1919 году, 5 ноября, Центральным исполнительным комитетом Туркестанской республики было принято постановление о реорганизации и централизации архивного дела. Это было исторически важное решение:
документы всех организаций, учреждений и предприятий были объявлены собственностью государства;
был образован Единый государственный архивный фонд республики;
было создано Главное управление архивным делом;
отныне правительственные учреждения не имели права уничтожать документы без письменного разрешения Главного управления архивным делом.
Поэтому именно в 2019 году Республика Узбекистан отмечала 100-летие создания национальной системы архивов.
С учреждением Главного, позже Центрального, управления архивным делом интенсивно стали проводиться работы по упорядочению и описанию документов. Постепенно создавалась сеть архивов. В 1920 годы были образованы и первые государственные архивные фонды областей, а в 1930 – центральные государственные архивы: Центральный государственный архив Октябрьской революции, Центральный государственный исторический архив, Центральный архив профессионального движения и Центральный государственный военный архив. В 1943 году был создан Центральный государственный архив кинофотофонодокументов, в 1962 году – Центральный государственный архив медицинской документации, позднее – научно-технической и медицинской документации.
На протяжении XX века архивы страны систематически пополнялись документами исторического значения, осуществляли необходимую научно-техническую обработку документов, совершенствовали научно-справочный аппарат, проводили работы по обеспечению сохранности, реставрации, созданию страхового фонда документов, их использованию в экономических, научных и культурных целях.
Обретение государственной независимости поставило перед архивами целый ряд новых задач: создание законодательной и нормативно-методической базы архивного дела, подготовка профессиональных кадров архивистов, функционирование в условиях рыночной экономики. Тяжелые для всего постсоветского пространства 1990-е годы явились сложными и для архивной отрасли Узбекистана. Однако были подготовлены проекты законодательных документов. В результате в 1999 году был принят Закон Республики Узбекистан «Об архивах» - первый закон, регулирующий отношения в сфере архивного дела, и подзаконные акты. Было введено понятие «Национальный архивный фонд Республики Узбекистан», утверждался правовой статус центральных государственных архивов республики и ведомственных архивов, порядок государственной регистрации документов Национального архивного фонда Республики Узбекистан.
Уже в 1990-е годы в ведущем высшем учебном заведении страны начата подготовка магистров со специализацией «архивоведение» на базе центральных государственных архивов. Позже сформировалась трехуровневая подготовка специалистов: колледж, бакалавриат и магистратура. У архивистов Узбекистана появилась возможность получить специальное образование в зарубежных странах: в Малайзии, в Южной Корее. С помощью гранта Корейского агентства по международному сотрудничеству были модернизированы центральные государственные архивы страны в части оснащения компьютерной техникой и программным обеспечением для оцифровки документов и библиографического описания в электронной форме.
Развитие архивного дела в Узбекистане поднялось на качественно новую ступень с принятием в 2010 году второго закона отрасли – «Закона об архивном деле». Историческое значение закона в том, что он шире охватывает отношения в сфере архивного дела, независимо от форм собственности, включая негосударственные архивы, разграничивает полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан и Агентства «Узархив», регламентирует все виды архивной деятельности, устанавливает сроки ведомственного хранения документов, определяет функционирование Государственного каталога Национального архивного фонда Республики Узбекистан.
В настоящее время осуществляется работа по дальнейшему совершенствованию законодательства республики в сфере архивного дела. В работу архивов широко внедряются информационно-коммуникационные технологии, большая часть архивных документов страны переведена в цифровой формат. Архивисты республики активно участвуют в международных научных и культурно-просветительских мероприятиях.
Центральные государственные архивы Республики Узбекистан обрели статус национального. Этот факт открывает для них новые возможности и, в то же время, возлагает большую ответственность. При Агентстве «Узархив» создается Научно-методический центр повышения квалификации в области архивного дела и делопроизводства, что создает перспективы позитивных изменений в отрасли.
Таким образом, видно, что архивное дело в Узбекистане прошло тяжелый, но богатый путь развития. Впереди у архивистов еще много масштабных нерешенных задач: улучшение материально-технического снабжения архивов, разработка насущных нормативно-методических документов, организация приема на государственное хранение и обеспечения сохранности документов на современных носителях, поиск и внедрение передовых методов работы, оптимальное удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в информации. Так что история архивного дела продолжается.
Зав.отделом Национального архива
кинофотофонодокументов Узбекистана
З.М.Сулейманова